«Сторожевые» клетки иммунной системы помогают в борьбе с раком и инфекциями

Ученые из Германии и Австралии рассмотрели, как иммунные Т-киллеры работают вместе дендритными – «сторожевыми» – клетками в процессах, вызывающих иммунное истощение. Также исследователи обнаружили важную роль дендритных клеток в лечении рака и тяжелых вирусных инфекций, сообщает Вюрцбургский университет.

«Сторожевые» клетки иммунной системы помогают в борьбе с раком и инфекциями

Часть селезенки при хронической вирусной инфекции. Дендритные клетки окрашены в зеленый цвет, Т-клетки-киллеры — в красный цвет, В-клетки — в синий, а стромальные клетки — в пурпурный.

© Team Wolfgang Kastenmüller / Universität Würzburg

Хронические вирусные инфекции и рак могут вызвать необратимое истощение иммунной системы, снижая способность иммунных Т-киллеров (Т-лимфоцитов) устранять опухолевые клетки или клетки, инфицированные вирусом. Блокирование иммунного истощения с помощью лекарств, таких как ингибиторы контрольных точек («точек», которые регулируют активацию иммунного ответа), оказалось очень мощной терапией для некоторых видов рака, но эти методы не всегда работают и могут вызывать серьезные побочные эффекты, отмечают авторы работы.

В этом исследовании ученые определили, где происходят взаимодействия между Т-киллерами и дендритными клетками и как эти взаимодействия определяют исход хронической вирусной инфекции после иммунотерапии контрольных точек.

Они выяснили, что в отсутствие дендритных клеток ингибиторы контрольных точек больше не работают. Вместо этого Т-лимфоциты выходят из-под контроля – воспаление усиливается, а способность иммунной системы контролировать инфекцию снижается.

Также ученые показали, что дендритные клетки активируют Т-киллеры только на нужном уровне, чтобы предотвратить их чрезмерную активацию и избежать нежелательной иммунопатологии. «Это было связано со способностью дендритных клеток поддерживать уникальные анатомические ниши в лимфоидных органах, где Т-клетки могут сохраняться в состоянии готовности, чтобы в нужный момент начаться бороть с инфекцией», – отмечают авторы работы.

Открытие имеет большее значение для дальнейших исследований эффективных методов лечения вирусных инфекций, таких как ВИЧ и СПИД, гепатит и, возможно, COVID-19, а также определенные виды рака кожи, легких или почек.

На фото изображена часть селезенки при хронической вирусной инфекции. Дендритные клетки отмечены зеленым цветом, Т-клетки – красным, В-клетки – синим, а стромальные – пурпурным.

Статья опубликованы в журнале Cell